Информация для врача ядерной медицины
Если 20 лет назад сцинтиграмма скелета позволяла лишь обнаружить «горячие» очаги, природу которых затем определяли рентгенологи, то в настоящее время в большинстве случаев по сцинтиграмме скелета можно поставить диагноз.
А именно:
Дистрофо-дегенеративные изменения привязаны к местам типичной мышечно-скелетной перегрузки (верхний плечевой пояс, поясничный отдел позвоночника, голеностопные суставы у женщин предпочитающих высокий каблук, у пожилых – бедренные и коленные сутавы);
Мтс привязаны к красному костному мозгу;
Метаболические нарушения сверяются с анализами (гипепаратиреоз), а иногда имеют типичную сцинтиграмму (б-нь Педжета);
При травмах внимательно изучается анамнез и механизм травмы;
Остеомиелит проверяется на кровяном пуле.
Конечно, одиночные поражения всегда будут представлять собой сложную проблему для ядерного медика из-за низкого разрешения. Впрочем этот вопрос, например, в поясничных позвонках можно решить сцинтиграммой с увеличением коллиматором пин-хоул – на сцинтиграмме видно поражены замыкательный пластины (артроз) или губчатое вещество позвонка (метастаз).
Одиночный очаг повышенного накопления при сцинтиграфии скелета с дифосфонатами
МНН: 99mTc-PyP или пирофосфат. Аналог: 99mTc-MDP (дифосфонат, 99mTc methylene diphosphonate). Проведена сцинтиграфия скелета на гамма камере (эмиссионном томографе) Forte фирмы Philips-ADAC:
1. Через 10 минут после введения препарата – сцинтиграммы кровяного пула всего тела в передней и задней проекциях (показаны на отдельном листе с тремя градациями яркости);
2. Отсроченные сцинтиграммы через 4 часа после введения препарата – сцинтиграммы всего скелета в передней и задней проекциях (показаны на отдельном листе с тремя градациями яркости) и прицельные сцинтиграммы таза в передней и задней проекциях (показаны на отдельном листе с двумя тремя градациями яркости).
Выявлено:
• Повышенный кровяной пул и повышенное накопление препарата через 4 часа области решётчатой кости (1) – хроническое воспаление.
• Нечёткий очаг повышенного накопления препарата в области гортани (2) – обызвествление (кальциноз) и окостенение хрящей гортани (норма).
• Очаги и диффузное повышение остеобразования в костях, формирующих плечевые суставы (3) – безусловно, дистрофо-дегенеративный процесс; однако, нельзя исключить и метастазы.
• Неравномерное распределение препарата в позвоночном столбе – дистрофо-дегенеративный процесс.
• Очаги резко повышенного остеобразования в грудном конце правой ключицы (4), в позвонках Th5 и Th10 (5) в области правой вертлужной впадины (6) и в верхней части крестца (7) – метастазы.
• Очаги и диффузное повышение остеобразования в левом тазобедренном суставе (8) – посттравматические изменения.
• Очаги в верхней половине левой бедренной кости (9) – метастазы.
• Небольшой очаг в наружном мыщелке правой бедренной кости и диффузное повышение остеобразования в костях, формирующих правый коленный сустав (10) –дистрофо-дегенеративный процесс.
• Накопление препарата в бедренных артериях (11) – кальциноз мышечной стенки.
• Нормальное накопление препарата в почках (12) и мочевом (13) пузыре.
Артефакты
• Урина на гениталиях и коже правого бедра (14) – норма.
• Загрязнение от введения препарата в нижней части правого предплечья (15) – норма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Множественные метастазы злокачественной опухоли в различных участках скелета из неизвестного первичного очага. Посттравматические изменения левого тазобедренного сустава (в 2000 году не леченый перелом шейки бедра). Дистрофо-дегенеративный процесс в различных участках скелета. С-образный сколиоз 2-3 степени поясничного отдела позвоночника. Хронический этмоидит вне обострения. Артериосклероз Менкеберга бедренных артерий.
Рекомендации:
Лечение у онколога.